Суд удовлетворил иск родителей школы о нарушении прав детей и признал постановление о реорганизации незаконным!!!
Ура-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2013 года. г. Новоуральск
УСТАНОВИЛ:
РЕШИЛ:
Ура-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!
Именем Российской Федерации
06 мая 2013 года. г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области с участием заявителей родителей рассмотрев в открытом судебном
заседании в помещении суда гражданское дело по жалобе родителей в
интересах их несовершеннолетних детей об оспаривании решения органа
местного самоуправления,
08 февраля 2013 года Главой Администрации
Новоуральского городского округа вынесено постановление №308-а о
реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 49» (далее МБОУ СОШ № 49) и
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 55» (далее МБОУ СОШ № 55) путем
присоединения к МБОУ «СОШ № 49». при этом юридический адрес после
реорганизации в постановлении не определен.
Родители учащихся МОУ «СОШ № 55»,
действующие в интересах несовершеннолетних детей обратились в суд с
заявлением об оспаривании указанных выше постановления о реорганизации.
Данный акт просят признать незаконным, указывая, что реорганизация
негативно скажется на образовании, воспитании, развитии детей, так как
МБОУ «СОШ № 55» 03.02.2013 года успешно прошла аккредитацию, по итогам
прогнозного плана но снижению неэффективных расходов в сфере общего
образования МБОУ «СОШ № 45» не признана неэффективной как в части учета
расходов в сфере образования, при подсчете количества учащихся школы но
принципу нормативно-подушевого, а также с учетом требований санитарных
правил и норм в части ведения образовательного процесса. Только на
основании данного прогнозного плана принято решение о реорганизации
школ. МБОУ «СОШ № 49» для обеспечения благоприятных условий для
образовательного процесса необходимы значительные финансовые вложения
порядка нескольких миллионов рублей, указанная школа имеет плохое
территориальное месторасположение, в ней отсутствует дополнительное
образование. При принятии решения не учтено мнение родителей и
детей-учащихся по вопросу реорганизации школы, которые высказались в
письменном виде мнение против реорганизации.
В судебном заседании заявители свои
требования поддержали по изложенным выше основаниям, дополнительно
указав, что многие родители выбирали МБОУ «СОШ № 55» в связи с наличием
дополнительного образования, сильного профессионального педагогического
коллектива, удобных условий для образовательного процесса. Школа прошла
аккредитацию, силами родителей и педагогического коллектива проведен
ремонт школы, созданы все условия для успешного обучения и воспитания
учащихся. Мнения родителей и детей по вопросу реорганизации никто не
выяснял, вынесение постановления явилось неожиданностью как для
педагогов школы, так для учеников и их родителей. Ремонтные работы в
здании школы № 49, куда планируется перевести учеников, не начаты,
состояние здания плохое, не соответствует нормам СанПин. Экспертная
оценка последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности,
образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для
оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для
социального обслуживания не проводилась. Принятое постановление нарушает
права детей-учащихся школы, поскольку оно вынесено незаконно, без
достаточного обоснования и в отсутствие экспертной оценки.
Представитель заинтересованного лица -
Администрации Новоуральского городского округа, будучи надлежащим
образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, в
судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 257 Гражданского
процессуальною кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание
кого-либо из указанных к части первой настоящей статьи лиц. надлежащим
образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является
препятствием к рассмотрению заявления, а потому судом определено
рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.
Из предоставленных материалов следует,
что решение о реорганизации МБОУ «СОШ № 55» принято уполномоченным -
учредителем в лице главы органа местного самоуправления в пределах
полномочий, предоставленных последнему нормативными актами органа
местного самоуправления и Уставом, однако с нарушением имеющегося
положения, устанавливающего порядок реорганизации МБОУ. поскольку
доказательств наличия Перечня муниципальных предприятий и муниципальных
учреждений Новоуральского городского округа, утверждаемым решением Думы
Новоуральского городского округа, в который было бы включено МБОУ «СОШ №
55» с целью его реорганизации, либо решения Думы Новоуральского
городского округа о внесении изменений в этот Перечень и в местный
бюджет по вопросу реорганизации МОУ «СОШ №55» суду заинтересованным
лицом администрацией Новоуральского городского округа не представлено.
Представленная в судебное заседание копия пояснительной записки к
решению Думы Новоуральского городского округа по вопросу об оптимизации
расходов на общее образование и реорганизацию общеобразовательных
учреждений в 2013 году не может рассматриваться как пояснительная
записка, отражающая необходимость и целесообразность создания,
реорганизации или ликвидации именно МБОУ «СОШ № 55», поскольку в данной
записке указанная школа не рассматривается вообще, а также не приводится
технико-экономическое обоснование соответствующего действия и его
социальный эффект в отношении МБОУ «СОШ № 55».
Обязательного согласования вопроса о
реорганизации с коллективом учащихся учреждения применительно к
рассматриваемому случаю закон, иные нормативно-правовые акты, не
устанавливают, в связи с чем данный довод заявителей судом не
принимается.
Согласно п. 2 ст 13 Федерального
закона Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 года, принятие органом местного самоуправления решения о
реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации
объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной
и (или) муниципальной собственностью, не допускается без
предварительной экспортной оценки уполномоченным органом исполнительной
власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения
для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития,
отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской,
лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае
отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с
момента его вынесения.
Поскольку Положением о реорганизации
Новоуральского городского округа о реорганизации МБОУ не предусмотрено
проведение экспертной оценки при реконструкции, модернизации, об
изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры
для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной
собственностью, то есть указанный нормативный правовой акт противоречит
федеральному закону.
В соответствии с п. 7 Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.95 №8 (В ред.
Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 16.04.2013 №N 9) «О
некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации
при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела
суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного
органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции
Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом,
регулирующим данные правоотношения.
Суд полагает, что при реорганизации
МБОУ СОШ № 55 путем присоединения к МБОУ СОШ №49 - должна была быть
проведена в обязательном порядке экспертная оценка, при которой должны
были быть исследованы технические характеристики зданий и помещений
обеих школ, их назначение и внутреннее оборудование, в том числе,
системы безопасности, состояние конструкций зданий, помещений и
коммуникационных систем; факторы, имеющие положительное значение для
процесса обучения, планируемая экономия и повышение эффективности
использования бюджетных средств, что сделано не было, в связи с чем
постановление о реорганизации Главой Новоуральского городского округа
принято без достаточных оснований и в нарушение Федерального
законодательства.
В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ
признается право каждого человека на образование в соответствии со
Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об
экономических, социальных и культурных правах (ст. 13). Право на
образование - это право человека на получение определенной суммы знаний,
культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для
нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Гражданам России на ее территории
гарантируется возможность получения образования независимо от расы,
национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального,
имущественного и должностного положения, социального происхождения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной
принадлежности, наличия судимости.
В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ
гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное
общее образование - это образование в объеме Q классов
общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного
учреждения.
Согласно п.2 ст.5 Закона РФ от 10 июля
1992 года № 3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам
право на образование путем создания системы образования и
соответствующих социально-экономических условий получения образования.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность основного общего образования (п.З ст.5 закона).
В силу п.п.2.4 п.1 ст.31
вышеуказанного закона РФ организация предоставления общедоступного
бесплатного основного общего образования на территории муниципального
района, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
При таких установленных по делу
обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности обжалуемого
постановления, как нарушающего права детей на получение общедоступного
бесплатного школьного образования в муниципальном учреждении, поскольку
важнейшей функцией РФ является обеспечение права каждого на образование,
общедоступность и бесплатность которою в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях гарантируется ст. 43
Конституции РФ.
Закрепляя право на образование и в
качестве одного из его элементов - право на общедоступное образование в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого
права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные
образования, исходя из конституционного требования общедоступности
школьного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в
достаточном количестве имеющиеся школьные образовательные учреждения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198. 257-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Жалобу родителей учеников, действующих в
интересах их несовершеннолетних детей об оспаривании решения органа
местного самоуправления удовлетворить.
Признать недействительным
постановление Администрации Новоуральского городского округа от
08.02.2013 года № 308-а «О реорганизации муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 49"
и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 55» со дня его вынесения.
Решение может быть обжаловано в
судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в
течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с
подачей жалобы через Новоуральский городской суд.
Ура!!!!!!!!!!!! Дайте копию постановления! Пли-и-из!
ОтветитьУдалитьВладимир, как только она попадёт к нам в руки - всенепременно покажем!!! :)
УдалитьПогодите радоваться... Решение наверняка будет обжаловано.
ОтветитьУдалитьМихаил, да мы знаем об этом и готовимся к следующему этапу :)
УдалитьВот это действительно радостная новость!
ОтветитьУдалитьСостоялось вполне ожидаемое решение Свердловского областного суда от 21 августа 2013 года.
ОтветитьУдалитьВынесенное 6 мая 2013 года Новоуральским городским судом решение о признании постановления Администрации НГО № 308-а о реорганизации двух школ путем присоединения школы № 55 к школе № 49 незаконным отменено, в удовлетворении заявления родителей учеников школы № 55 отказано.
Т.е. фактически Свердловский областной суд (суд апелляционной инстанции) признал постановление Администрации НГО о присоединении школы № 55 к шшколе № 49 законным.