15 февраля 2011 г.

«Пьеса Чехова - своеобразное зеркало»

Надежда СТАХЕЕВА
Наша городская газета. - 2010. - №16. - С.8

Современных детей сложно заставить читать произведения классиков, даже в рамках школьной программы. Как быть в этой ситуации?
Думающий учитель, заинтересованный в том, чтобы дать детям знания, всегда найдет выход. Вот и Елена Александровна Жуланова – преподаватель русского языка и литературы школы №55 решила совместить приятное с полезным – активно использовала внеклассную работу по предмету. Десятиклассники в марте, перед изучением на уроках творчества Чехова, в Свердловском театре драмы посмотрели «Вишневый сад».
Что вынесли для себя с этого просмотра школьники? Вот мнение Дарьи Капицкой:
К сожалению, у меня не было возможности почитать пьесу, поэтому воспринимать постановку было гораздо легче – видение режиссера не наслаивалось на мое, и не возникало никаких неприятных ощущений. Я считаю, что одна из проблем, показанных в постановке, очень современна. Даже сейчас встречаются люди, которые держатся за свое прошлое, и это мешает им идти вперед. Я думаю, что пьеса Чехова – это своеобразное зеркало, в которое наш мир может смотреть и осознавать, что он есть.
Вот такое, в общем–то, взрослое мнение.
На это же обратила внимание и Екатерина Селиванова.
Главные герои создали для себя иллюзию неподвижного времени, безнадёжно отстали от настоящего, застряли где–то в прошлом. Чехов в пьесе раскрывает проблемы труда, действенного патриотизма, подлинного счастья, истиной красоты. Они актуальны и в наши дни. Именно этим пьеса мне очень понравилась.
А Алёна Костина увидела в пьесе Чехова проблемы взаимоотношений двух поколений и людей различного социального статуса. И в современном мире, говорит она, эти проблемы актуальны.
Спектакль очень понравился Даше Овсянниковой, понравилась игра актёров. Она, как и Лиза Черепанова, обратила внимание на то, что режиссер Владимир Рубанов посмотрел на «Вишнёвый сад» глазами Чехова. Ещё при жизни Антон Павлович говорил, что хотел бы, чтоб эту пьесу ставили как комедию, а не как драму. По словам девочек, это режиссёру удалось – «акцент был сделан на высмеивании некоторых черт характеров героев», и сделан талантливо.
Ксению Рогожникову всё увиденное побудило сделать вывод, что главное в пьесе – не борьба за сад, «а борьба мнений и моральных принципов людей, вызванная продажей вишневого сада»... «Я думаю, - говорит Ксения, Чехов хотел донести до нас, что каждый должен сделать свой выбор: стоять на месте или открыто идти на встречу новому… Я считаю, что «Вишневый сад» необходимо посмотреть всем, потому что пьеса – о простой жизни, она учит устанавливать связь с будущим».
Через образы отдельных героев пьесы, раскрытые драматическими актёрами, десятиклассники лучше усвоили характеры действующих лиц, мотивы поступков и поведений Раневской, Гаева, Лопахина.
Алена Костина замечает: «Купец  Лопахин очень похож на нового русского, он даже одет модно, стильно, в официальный костюм. Он хитер и знает свою выгоду».
Театр помог детям составить свое мнение о быстротечности времени, о необходимости постоянно идти в ногу с ним. Театр заставил их посмотреть в «своеобразное зеркало», увидеть в нем сегодня те же проблемы, которые обозначил в «Вишневом саду» Чехов. А может быть и себя в нем увидеть.
Вот так приобщение к театральному искусству к нашей культуре стало интересным уроком литературы.                                                                     
Статья набрана Шугайловой Александрой

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК?
Это не просто, а очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите строчку Имя/URL. (Никто не любит Анонимов!)
- Наберите своё имя в появившемся окошке, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели! Спасибо!