Брюхова Л.М.
"Библиотека в школе". - 2002. - № 12
"В № 8 за 2002 год "БШ" были напечатаны положения о конкурсах “Лучший читатель (Суперчитатель)” и “Лучший читающий класс” школьной библиотеки №55 г. Новоуральска.
Хотелось бы рассказать о некоторых деталях и открытиях, которые накопились за восемь лет проведения этих конкурсов.
Немного истории... В школьной библиотеке я работаю с 1993 года, а с 1994-1995 учебного года начала проводить конкурсы на звание лучшего читателя и лучшего читающего класса. Идея родилась, в общем-то, спонтанно и далеко вперёд я не заглядывала. Просто захотелось как-то поощрить активных читателей и заинтересовать остальных
Чем мы можем поощрить наших активистов? Конечно, хорошей книгой. Возможностью выбирать книги в закрытом фонде, получить право первым прочитать все новинки. Это оказалось хорошим стимулом. Каждый стремился попасть в заветный уголок закрытого фонда, где собирались все самые лучшие книги библиотеки. Многие в дальнейшем решили заслужить это право, а также стать помощником библиотеки.
Конкурс свою изначальную задачу выполнил. Поэтому было решено повторить его и на следующий год, а затем конкурс превратился уже в хорошую традицию.
Но каждый год добавлялось в эту работу что-то новое, что-то усовершенствовалось.
Итоги конкурса подводятся ежегодно в Неделю детской книги, победители оглашаются по школьному радио в праздничной передаче, посвященной празднику книги. Кроме того, мы выходим в классы для награждения победителей и вывешиваем результаты на праздничном стенде. Лучшим читающим классам вручаются дипломы, которые находят своё место в классных уголках.
Первые годы, до появления компьютера в библиотеке, результаты оформлялись вручную, быть может, не очень красиво и профессионально, но теперь, глядя на эти пожелтевшие листочки, понимаешь, что есть в них особая прелесть, какая-то теплота.
Потом появился компьютер, и результаты стали оформляться на нём. К сожалению, компьютер старый, поэтому оформить совсем современно, с картинками и в цвете, не получается. Будем надеяться, что это следующий этап.
Года через четыре, после проведения очередного конкурса, появилась идея как-то оформить уже начинающие накапливаться результаты разных лет. Возникла мысль: ”А не создать ли “Книгу почёта” библиотеки?“. Сказано - сделано!
На следующий год в “Положение о конкурсе” была вписана новая строка: “Победители имеют право быть занесенными в книгу “Суперчитатель” и войти в историю библиотеки и школы”.
Эта новинка очень понравилась ребятам.
Книга “Суперчитатель” представляет собой папку с файлами, в которые вложены: титульный лист, за ним следуют уже опубликованные вами положения о конкурсах “Суперчитатель” и “Лучший читающий класс”, а далее - те самые листочки с итогами. Один файл - один учебный год.
В этом году в “Книге” уже накопились результаты за семь последних лет, и… неожиданно для меня самой возникла новая форма работы с этой книгой.
В одном из моих любимых классов(8-м "А"), куда я пришла с заветной книгой в руках, поздравить победителей конкурсов, я вдруг поняла, что имею результаты по этому классу ( а значит и по другим восьмым классам) начиная с первого года его участия в этом конкурсе (первые классы в конкурсе не участвуют, т.к. записываются в библиотеку в основном зимой). Немедленно я решила это использовать.
Какая заинтересованность появилась в глазах ребят, когда мы вместе начали рассматривать первые пожелтевшие листочки с их фамилиями! Как горды были те, чьи фамилии звучали не один раз, как разочарованы те, чьих имён в “Книге” не оказалось. К сожалению, не все лучшие читатели первых лет остались ими в последние годы, зато появились новые любители чтения.
И вот это рассматривание и обсуждение многолетних итогов оказалось очень эмоциональным и значимым для ребят.
...Вот же оно! Вот то, вокруг чего можно выстроить очень (как оказалось) интересную для ребят систему работы с читателями. Таким образом, к большой моей радости, я вдруг увидела, какие новые возможности открываются для меня в использовании этой ”Книги” и продолжении полюбившихся и ставших уже традиционными конкурсов.
А ведь изначально, замышляя этот конкурс, и позднее, создавая “Книгу”, я не загадывала так далеко вперёд!
Вот за эти открытия, которые позволяют увидеть горящие и заинтересованные глаза ребят, за возможность научить ребёнка любить книгу и Дом, в котором эти книги хранятся - БИБЛИОТЕКУ, я и люблю свою работу!"
P. S. А ещё пришла в голову мысль: к юбилею этой работы офомить в школе стенд на основе книги "Суперчитатель" - "Галерея лучших читателей", начиная с 1995 года. Не сомневаюсь - это будет интересно и уже представляю эту галерею."
Вот такая статья 2002 года. Восемь лет прошло, а работа с Книгой почёта (которой в этом году исполнилось уже 15 лет!) продолжается и совершенствуется. Лучших читателей становится всё больше, а "Галерея лучших читателей" оформляется каждые пять лет в юбилейные годы. Появились и личные странички читателей, впрочем, об этом читайте в предыдущем посте.
P. S. А ещё пришла в голову мысль: к юбилею этой работы офомить в школе стенд на основе книги "Суперчитатель" - "Галерея лучших читателей", начиная с 1995 года. Не сомневаюсь - это будет интересно и уже представляю эту галерею."
Вот такая статья 2002 года. Восемь лет прошло, а работа с Книгой почёта (которой в этом году исполнилось уже 15 лет!) продолжается и совершенствуется. Лучших читателей становится всё больше, а "Галерея лучших читателей" оформляется каждые пять лет в юбилейные годы. Появились и личные странички читателей, впрочем, об этом читайте в предыдущем посте.
Книга почёта «Суперчитатель»: опыт проведения конкурса “Лучший читатель школьной библиотеки” // Библиотека в школе. – 2002. – № 12. – С. 10.
Очень трогательные и интересные моменты в истории школьной библиотеки!
ОтветитьУдалитьАлла, а как трогательно, когда дети, затаив дыхание, ищут там свои фамилии или фамилии своих родственников, учащихся в нашей школе много лет назад...
ОтветитьУдалить